Книга
«Жизнь растения» (1878), пожалуй, самая известная популярная книга К. А. Тимирязева. Она выдержала десятки изданий на русском и иностранных языках. Это изложение десяти общедоступных лекций, прочитанных Климентом Аркадьевичем в аудитории Московского музея прикладных знаний (Политехнического) в 1876 году.
Зал Биологического музея «Жизнь растения»
«Зал „Жизнь растения“ последовательно иллюстрирует глава за главой классическую книгу Тимирязева под одноимённым заголовком», — читаем мы в путеводителе по музею 1948 года. В комплексе с расположенным по соседству разделом экспозиции, рассказывавшем о самом Клименте Аркадьевиче, зал «Жизнь растения» можно рассматривать как достаточно редкий в естественнонаучных музеях пример музея книги и её автора.
Экспозиция включала тексты, фиксированные ботанические препараты, гербарные листы, рисунки, схемы. Особенно интересно, что в зале было много научных приборов и живых растений для демонстрации опытов. Дело в том, что Биологический музей всегда стремился показывать не только результаты, но сам процесс научного исследования. Кстати, сам Тимирязев свои лекции обязательно сопровождал показом опытов.
Вот краткий перечень тем зала «Жизнь растения», а также приборов и опытных установок, которые их сопровождали:
- строение и химический состав растений (микроскоп и микротом);
- строение и прорастание семян (опытные установки, позволяющие экспериментально подтвердить дыхание семян при прорастании);
- минеральное питание растений (водные культуры растений);
- фотосинтез (опыты, показывающие значение углекислого газа, света и хлорофилла в этом процессе, живые растения, листья которых прикрыты чёрной бумагой с соответствующими прорезями для показа методики получения «проб Сакса»);
- передвижение веществ в растении (опытные установки, демонстрирующие явления нагнетательной силы корней у растений, явление осмоса и т. д.).
В центре зала был расположен шестигранный стол, специально оборудованный для микроскопических демонстраций и лабораторных занятий с группами школьников.
«Солнечный луч „рисует“ на листе при помощи откладываемого крахмала фигуры, а в более сложных случаях — фотографии, отпечатанные на листе через негативную пластинку, приложенную на свету к листу растения», — написано в путеводителе по музею 1948 года. Многим посетителям музея прошлых лет именно портрет Тимирязева на листике растения запомнился большего всего остального.